Представители сегодняшнего поколения африканских студентов. Ослабление родительского кон­троля

Представители нынешнего поколения африканских студентовВ аспектах университетского бытия про­исходит неизбежное ослабление родительского кон­троля за образом жизни и, соответственно, за мате­риальным потреблением.  Отсутствие вещественной помощи со стороны семьи часто выступает предпосылкой отказа от продолжения образования; грозные перемены или критические деяния в семье могут, в свою очередь, вынудить студента поменять специализацию или пре­рвать на время обучение. В Замбии, по данным со­циологических исследований, такое происходит с ка­ждым четвертым студентом. По данным, получен­ным социологами при опросе в Институте Лованиум, до 30 % студентов Заира прибегали в процессе учебы к помощи родителей.

Сохраняющуюся гигантскую значимость в африкан­ских обществах традиции кровнородственной соли­дарности как принципного регулятора духовной жизни подтверждает и, так сказать, обратная связь этого яв­ления: более 60 % родителей выпускников Заирского института и 72 % родителей первокурсников рас­считывали на вещественную помощь детей-студентов как в отношении семьи в целом, так и в целях обес­печения вещественной базы для продолжения об­разования их братьев и сестер. В свою очередь, более 90 % респондентов-студентов назвали в качестве ос­новного мотива оказания валютной помощи семье «верность семейным и похожем обязательствам, сыновнему долгу».

Но несмотря на то, что многие представители нынешнего поколения африканских студентов про­должают ассоциировать себя с членами традиционно­го общества, сохраняя в своем сознании представле­ния о незыблемости семейных и похожих отно­шений, большая часть из их все более чувствуют себя житЬлями современного города. И это разъясняется не только действиями различных и разноплановых обстоятельств учебы и жизни в огромных административ­но-культурных центрах.

Оно находит существенное подкрепление в широкой убежденности самой кров­ной его семьи в том, что только столица, большой го­род — единственное применимое место для деятель­ности дочери или потомка. Современная африканская семья (вобщем, как и школа) видит в образовании путь к соц про­движению. По единодушному признанию участников конференции в Британском институте образования, семья сама нередко отторгает от себя молодежь пото­му, что видит в городе средоточие всех форм и видов власти, цивилизации, прогресса, верит, что непосредственно город предоставляет молодому ее члену возможность защитить интересы собственного домашнего кланаГлубина дела к семье, ее традициям прояв­ляется у африканских студентов и при решении про­блем брачного выбора. Приемлимо, что важная часть студентов на вопрос о том, кто влияет на выбор жениха или супруги, указывает на самостоятельность этого решения.

Так, фактически 90% заирских студентов заявили, что они сами создают свой брачный выбор. И только 5% опрошенных указали при всем этом на родителей или родственников. Все таки при бо­лее детализированном исследовании выяснилось, что только считанные единицы заключают свой брачный союз без обыденного согласия или благословения роди­телей и родных.